Статистика блога
196
Записей
2834
Обращений
135342
Посетителей
Областные Управления
(финансируемые из местного бюджета)
Областные управления и департаменты
(финансируемые из республиканского бюджета)

Что делать, если возникла просрочка по кредиту?

Что делать, если возникла просрочка по кредиту?

Жители нашей области имеют задолженность перед банками по потребительским и ипотечным кредитам в сумме свыше 100 млрд.тенге. При этом объем просроченной задолженности по этим кредитам составляет порядка 4 млрд.тенге, то есть определенная часть населения не справляется с обслуживанием долга.

Причинами возникновения временной неплатежеспособности могут быть потеря работы, незапланированные расходы, связанные с состоянием здоровья, ремонтом бытовой техники и другое. Просрочка по кредиту может возникнуть и из-за чрезмерной закредитованности. В перспективе возможны судебный иск, судебные исполнители, описывающие имущество и рассылающие исполнительные листы по месту работы заемщика. Плачевным итогом станет испорченная кредитная история, которая закроет доступ к банковским кредитам в обозримом будущем.

Многих сложных ситуаций можно было бы избежать, если бы сами заемщики проявляли разумность и должную осмотрительность. До подписания кредитного договора необходимо взвешенно, не торопясь оценить свои финансовые возможности и потребности, проанализировав личный бюджет, бюджет семьи, учитывая состояние здоровья и возраст членов семьи. Также необходимо ознакомиться с размером годовой эффективной ставки вознаграждения, которая показывает реальную стоимость займа с учетом всех расходов. Ознакомиться с перечнем и стоимостью комиссий, включенных в договор займа. В случае необходимости попросить менеджера предоставить расчет годовой эффективной ставки, удостоверившись, что все комиссии включены в расчет этой ставки.

Если к моменту наступления срока очередного платежа по кредиту заемщик понимает, что не может его осуществить, ни в коем случае не надо скрываться от банка. С первого же дня надо идти на контакт.

Надо знать, что законодательно установлено право заемщика в течение 30 календарных дней с даты выхода на просрочку письменно обратиться в банк с указанием причин возникновения просрочки, текущих доходов и других подтвержденных обстоятельств. И банк обязан в течение 15 календарных дней рассмотреть заявление заемщика и информировать его в письменном виде о принятом решении.

Не надо допускать, чтобы просрочка по кредиту растянулась свыше одного месяца. Даже если платить по кредиту действительно нечем, необходимо идти в банк как можно скорее, а лучше вообще заранее, объяснять ситуацию, предупреждать о возможных сложностях, уточнить, чем может помочь банк в этой ситуации. При этом диалог с банком надо вести письменно с обязательным фиксированием приема документа на втором экземпляре.

В случае, если заемщик начнет всячески скрываться и не воспользуется своим правом на обращение в банк, либо между банком и заемщиком не будет достигнуто согласие по условиям реструктуризации, а также заемщик не погасит просроченную задолженность, банк вправе помимо уже действовавших ранее мер, таких как обращение взыскания на деньги, находящиеся на счетах, взыскание задолженности в судебном порядке, обращение взыскание на заложенное имущество во внесудебном, либо в судебном порядке, также передать задолженность на взыскание коллекторскому агентству, или уступить свое право требование третьему лицу.

Поэтому для самого заемщика крайне желательно первому инициировать встречу и озвучить свои проблемы. Только конструктивный диалог с банком позволит найти решение и избежать серьезных последствий.

Разные банки по-разному ведут себя с должниками, однако, конструктивный диалог всегда лучше предстоящего суда и долгой бумажной волокиты. Банки нередко предпочитают договариваться, заемщику нужно проявлять инициативу, предлагать свои пути решения и, как правило, банк идет навстречу. Могут предложить отсрочку по уплате основного долга по кредиту, реструктуризацию долга, пролонгацию кредита с уменьшением ежемесячных платежей, списание штрафных санкций и другое.

В сложной ситуации может оказаться каждый. Нужно знать и отстаивать свои права и помнить, ответственность за просрочку по кредиту возможно уменьшить.

За консультациями, разъяснениями, а также в случае нарушения ваших прав и интересов необходимо обращаться в Общественную приемную Костанайского филиала Национального Банка по адресу: г. Костанай, ул. Баймагамбетова, 195, тел: 99-09-19, 99-09-20, е-mail kost_80@nationalbank.kz, а также посредством мобильного приложения «НБК Online»

Отправить письмом